Тренды инноваций городского транспорта: забота об экологии и безопасности, комфорт и доступность в любой точке

Каков вектор развития современной городской мобильности? К чему уже готовы в Европе и что планировать москвичам? На конференции URBAN MOBILITY FORUM 2018, состоявшейся30 ноября, представители влиятельных организаций в транспортной сфере рассказали об изменениях в ближайшие десять лет.

Организаторами стали ГЛОНАСС/ГНСС Форум, НП ГЛОНАСС, МИНПРОМТОРГ России и Научно-технологическая инициатива АВТОНЕТ при поддержке ГКУ ЦОДД и Министерства науки и высшего образования РФ. Среди партнеров выступили ведущие игроки рынка транспорта и технологий, такие как Яндекс, Huawei, Scania и др. Также в форуме приняли участия сотрудники государственных структур, директора крупных корпораций и растущих стартапов.

Посетители форума смогли получить комплексное представление о современных вызовах и трендах: оценки экспертов различались, к примеру, относительно перспектив электромобилей.

Очевиден тот факт, что рост численности городского населения и, как следствие, увеличение интенсивности транспортного потока играет на усложнение городской мобильности. Усиленная нагрузка на имеющуюся инфраструктуру, появление пробок, экологические проблемы, риски ДТП – все это заставляет задуматься о будущем городов. Как сделать городскую среду экологичнее, а передвижение – комфортнее и безопаснее?

В целом, из всех выступлений на конференции можно выявить четыре ведущих тренда, которые преобразуют привычный вид города уже через 10-15 лет:

  1. Электромобили и запрет дизельных двигателей
  2. Автомобили-«беспилотники» (в том числе, грузовые)
  3. Шеринг различных видов транспорта
  4. Smart-модель городской мобильности

Первый тренд – электромобили – на самом деле, не является столь инновационным: первый электромобиль от Nissan известен с 1947 года. В настоящее время тренд на их использование начал неуклонно расти по причине заботы об экологии: при значительном количестве автомобилей (300-400 автомобилях на 1000 человек населения) уже к 2050 году горожанам станет просто нечем дышать! Этим обеспокоились в Европе: так уже с 2019 года в Копенгагене и городском центре Осло планируется запретить дизельное авто. Вызовет ли это общественный резонанс, или электромобили станут реальной и экологичной альтернативой, остается острым вопросом.

Станет ли электромобиль панацеей? По некоторым данным, бензин даёт только 20% полезно расходуемого энергии, когда как КПД электродвигателя достигает порядка 90%. Однако это мнение оказалось спорным: ведь считать эффективность использования энергии стоит с самой ТЭС, и тогда она упадёт в два раза, по мнению спикера Аветисяна Самвэла, технического директора компании Яблочков. Стоит упомянуть, что экологичность электростанций для атмосферы сомнительна, особенно в тех регионах, где электроэнергия вырабатывается в основном на ТЭС.

С другой стороны, электромобили становятся дешевле: например, третья модель Тесла в два раза дешевле предыдущей, снижаются и цены на батареи. Тут возникает вопрос о количестве подзарядочных станций для размещения в городах. «Российский двор не похож на финский», - было отмечено в одном из докладов, хотя Россия идёт «в ногу» с Европой (у нас приходится 2 автомобиля на 1 электрозарядную станцию в Москве, 1 к одному - в Санкт-Петербурге и 20 к 1 - во Владивостоке). Однако, самих электрокаров в России значительно меньше. По словам министра энергетики Московской области Л.В.Неганова, зарядную инфраструктуру планируют совместить с городским освещением, что должно решить проблему с конфигурацией и доступностью.

В случае, если электрокары «не пройдут», заботе об экологии могут помочь альтернативные виды топлива. Так компания SCANIA уже предлагает грузовые автомобили, на которых в качестве топлива используют природный газ, биогаз, HVO, биодизель, спирт. О преимуществах инноваций в этой сфере рассказал Парцевания Вахтанг, представитель «Скания-Русь».

Второй тренд – беспилотники – становится все более актуальным. Беспилотные автомобили представили компании Volvo (первый грузовик без водителя Vera) и Avrora Robotics. Еще не до конца решены проблемы с законодательным регулированием беспилотного транспорта, проводится тестирование технологий (например, Зимний город от Фонда Сколково - своеобразный забег на выживание и соблюдение правил для беспилотников, максимально приближённый к реальным условиям), а также решается вопрос безопасности. Безопасность планируется достичь за счет системы камер для транспорта с датчиками (о чем рассказал Роман Ферштер, генеральный директор РГРАВТО). Уже могут использоваться беспилотные решения для отраслей (агропромышленность и ВПК), фургончики CargoBot для отдельных задач (например, продажа мороженного). Также для поддержания сети беспилотных автомобилей требуются новые технологии связи (M2M, о чем упоминалось в выступлении Хомутинникова Александра из ПАО «ВымпелКом»).

Передвижение человека в городе становится мультимодельным, отметил в докладе Курашев Кирилл, маркетинговый директор YouDrive. Динамичный образ жизни заставляет горожан выбирать различные способы передвижения в зависимости от задач, избегать пробок, пользоваться каршерингом и даже шерингом микротранспорта (например, скутера или самоката). Все это повлияло на восприятие транспорта как сервиса или комплекса услуг и сделало актуальном развитие шеринговых технологий и приложений, связанных с передвижением. Важные акценты в этой сфере – скорость, доступность и комфорт – определяют положение компаний на рынке.

В завершение можно сказать о тренде, который логически объединяет все вышеперечисленное – это модель «умного города» и «умной мобильности». Во многих докладах были высказаны ожидания о создании единого городского пространства, отвечающего повседневным задачам жителей. У горожан все меньше времени и все больше задач. Не терять минуты зря помогут приложения для комфортного вождения (пример - в докладе Андрея Василевского о встраиваемом автомобильном решении от Яндекс), информационная интеграция, контроль, легкий обмен данными. Все необходимое для человека – у него «под рукой» (в мобильном приложении) – таково будущее, о котором говорят.

Так или иначе, пока разработчики трудятся над улучшениями в транспортной сфере, а законодатели – над новыми правилами и требованиями, только два момента остаются спорными – вопрос времени на внедрение и готовности инвесторов и потребителей вложить деньги в инновации и удобство?

Search on site
arrow_upward