За четыре года доля онлайн-продаж лекарств может вырасти до 20%

Свой собственный маркетплейс хотят создать 15% фармкомпаний

Интеграцию с маркетплейсами планирует 55% фармацевтических компаний на российском рынке. Об этом говорится в исследовании «Digital Pharma: новый клиентский опыт» от лаборатории цифрового маркетинга КРОК и Bionika Digital (имеется в распоряжении редакции). В нем участвовало свыше 50 компаний-производителей, дистрибьюторов и ретейлеров в фармацевтической отрасли.

При этом 15% компаний хотят создать собственный маркетплейс. Наряду с этим, ключевой платформой продаж для 57% опрошенных являются сайт и для 38% – мобильное приложение. Развитие этих каналов розничной интернет-торговли приоритетны для сектора на ближайшие три года, отметили аналитики.

Согласно опросу, главным барьером, с которым сталкиваются фармкомпании в развитии e-commerce – это нормативные ограничения (62%). Также развитию сегмента препятствуют отсутствие достаточного количества данных о клиентах (52%), нехватка необходимых компетенций в команде (32%) и недостаток ресурсов (55%).

Эксперты исследования выделили ТОП-3 драйвера развития e-pharma: ослабление законодательных ограничений, внедрение системы электронных рецептов и изменение предпочтений клиентов.

– Увеличивается доля маркетплейсов в общей структуре продаж, и это драйвер развития всего e-com в фарме. Россия как одна из передовых по восприятию инноваций стран имеет все шансы увеличить долю онлайн-продаж препаратов до 20% до 2025 года, – дал прогноз менеджер по продуктам CSC Pharm Дмитрий Гуганава.

По его словам, технологические гиганты (Google, Яндекс, Сбер, Mail.ru, VK, FB и т.д.) будут все более активны на рынке фармацевтики и сопряженных с ним, выстраивая и автоматизируя всю логистическую цепочку, в том числе производство, рекламу, продажу и доставку дронами лекарств, а также телемедицину с использованием Big Data. На первый план выходят данные пациентов, вокруг которых уже строятся эко-системы, в частности, «Яндексом» или «Сбером», пояснил эксперт.

По результатам опроса, уже сейчас 40% фармкомпаний развивают собственные экосистемы, а планируют их внедрить – еще 34%. Главными акцентами в формировании экосистемы в ближайшем будущем будут сегменты продуктов с высокой частотой потребления (витамины, БАД, косметика).

Ключевой тренд в продажах фармпрепаратов на сегодняшний день – омниканальность, отметил директор электронной коммерции «Сбер Еаптека» Александр Буренков.

– На этом поле онлайн-аптеки сейчас конкурируют с маркетплейсами: покупателю все равно, где заказывать аспирин. Поэтому как для фармкомпаний в целом, так и для их сотрудников все важнее становится развитие digital-компетенций и навыков работы с цифровыми каналами, – рассказал спикер.

При этом основными цифровыми инструментами для эффективной коммуникации с клиентами фармкомпании называют: Customer Data Platform – платформы клиентских данных (66%), предиктивную аналитику (60%), чат-боты на основе искусственного интеллекта (30%) и Интернет вещей (30%).

Поиск по сайту
arrow_upward