Управление производственными цепочками

Различия подходов стандартов ISO серии 9000 и концепции «Бережливого производства» к управлению качеством в производственных процессах

Существует 2 широко известных подхода к управлению качеством в производственных процессах, и в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Почему необходимо встраивать качество в процесс?», рассмотрим различия и общие элементы подходов и то, как совместить сильные стороны подходов для обеспечения приемлемого качества производственных процессов и продукции.

Почему необходимо встраивать качество в процесс?

Существует правило - стоимость брака после каждой операции с продукцией условно можно умножать на 10. Если на первом этапе обработки это 1 рубль на доработку или потери, то на выходе партии это 100 000 рублей. Также, если проверять качество продукции только на последних этапах производства или на складах, вероятность того, что дефект дойдет до клиента выше, чем при осуществлении контроля на более ранних этапах производства. На рисунке 1 отображена условная зависимость стоимости дефекта от времени его обнаружения.

 Рисунок 1. Общая стоимость дефекта в зависимости от этапа его обнаружения

Рисунок 1. Общая стоимость дефекта в зависимости от этапа его обнаружения.

Естественной реакцией будет стремление свести количество дефектов к нолю путем тотального контроля качества продукции на всех этапах производственного процесса. Однако, как показывает практика, добиться нулевого количества дефектов таким образом практически невозможно. Более того, контролировать качество продукции на всех стадиях процесса может быть неоправданно дорого. Достижимую цель лучше сформулировать следующим образом - ноль брака у потребителя, отсутствие повторяющихся дефектов и минимальный уровень брака в системе. Максимально приблизиться к этой цели, сохранив затраты на обнаружение дефектов на приемлемом уровне, поможет встраивание качества в производственный процесс. И в этом месте должен возникнуть вопрос «Как же подойти к такой, по всей видимости, нетривиальной задаче, какие подходы выбрать?» Для принятия осознанного решения необходимо понимать преимущества и недостатки, которые имеют наиболее распространённые подходы к управлению качеством, об этом и многом другом поговорим в следующих частях статьи.

Различия подходов стандартов ISO серии 9000 и концепции «Бережливое производство» к управлению качеством

Существует несколько подходов к управлению качеством процессов, и в этой части статьи будут рассмотрены различия подходов к управлению качеством процессов по стандартам ISO серии 9000 и концепции «Бережливое производство». Основная задача сравнения подходов не показать, какой подход лучше или хуже, а рассмотреть суть обеих концепций.

Принципы системы менеджмента качества (СМК) полностью согласуются с философией «Бережливого производства», что отражено на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные принципы ISO и концепции «Бережливое производство»

Рисунок 2. Основные принципы ISO и концепции «Бережливое производство».

Обе концепции построены на основе процессного подхода к управлению организацией и предполагают совершенствование процессов как обязательное условие достижения долговременной стабильности в современных рыночных условиях.

Если подойти к проблеме встраивания качества в производственный процесс более предметно (в концепции «Бережливого производства» такой подход называется «подходом Дзидока»), то разница концепций становится более заметной, что отражено на рисунке 3.

Рисунок 3. Сравнение концепций ISO 9000 и Дзидока

Рисунок 3. Сравнение концепций ISO 9000 и «Дзидока».

Посмотрев на рисунок 3, можно сделать вывод, что в случае со стандартами ISO процессы жизненного цикла продукта находятся под прессом системы менеджмента качества, а подход «Бережливого производства» является действительно философией, по принципам которой должно жить все предприятие.

На самом деле для достижения приемлемого уровня качества необходимо использовать комбинацию из инструментов различных подходов. Например, если в качестве результативности процессов жизненного цикла продукта использовать в том числе и показатели восьми видов потерь, для управления процессами применять инструменты бережливого производства, а саму систему менеджмента качества рассматривать как часть управленческой системы «Бережливое предприятие», то различия останутся только в части используемой терминологии и организационной структуры предприятия.

Введение в MTQ

В качестве примера комбинированной системы управления качеством рассмотрим систему MTQ, которая применяется множеством предприятий в различных отраслях.

Аббревиатура MTQ(management through quality) означает управление через качество, управленческая система, комбинирующая принципы ISOи концепции «Бережливого производства».

В рамках данной системы применяются технические и организационные принципы, с описанием которых можно ознакомиться на рисунке 4.

Рисунок 4. Технические и организационные принципы системы MTQ

Рисунок 4. Технические и организационные принципы системы MTQ.

Для реализации принципов, упомянутых выше, используются методы и инструменты, которые в рамках статьи рассмотрим обзорно, предварительно отсортировав по областям применения. Методы и инструменты системы MTQ визуально отражены на рисунке 5.

Рисунок 5. Основные инструменты и методы системы MTQ

Рисунок 5. Основные инструменты и методы системы MTQ.

На рисунках ниже представлено более подробное описание некоторых инструментов из различных областей применения.

Рисунок 6. Инструменты и методы в области общего управления компанией

Рисунок 6. Инструменты и методы в области общего управления компанией.

Рисунок 7. Инструменты и методы в области стандартизации и усовершенствования

Рисунок 7. Инструменты и методы в области стандартизации и усовершенствования.

Рисунок 8. Некоторые инструменты и методы в областях «Качество продукта», «Управление рабочим участком», «Рабочий участок» и факты

Рисунок 8. Некоторые инструменты и методы в областях «Качество продукта», «Управление рабочим участком», «Рабочий участок» и факты.

Выше были представлены основные инструменты и методы системы MTQ, к которым далее можно добавлять методики, конкретно подходящие различным компаниям.

Ниже можно познакомиться с выводами, которые следуют из материалов статьи:

Рисунок Выводы

И в завершение небольшая рекомендация по практическим аспектам: следует избегать внедрения инструмента без привязки к необходимости решения конкретной задачи. То есть внедрять его только потому, что у кого-то этот инструмент есть или это, например, модно. К сожалению, подобный подход - когда «на словах» все принципы исполняются, а «на деле» процесс представляет собой нечто другое, поскольку деградировал без должного внимания и поддержки - основная причина «провала» внедрения систем менеджмента качества.

arrow_upward