Тренды в бизнесе и их влияние на управление цепями поставок

Не секрет, что современный бизнес развивается в усложняющихся условиях: конкуренция растет, как и количество рыночных игроков, вместе с ними растут и требования клиентов к качеству и доступности товара. Развитие информационных технологий также не проходит незаметным для компаний, и те из них, которые не успевают включиться в «гонку технологий», рискуют потерять «львиную долю» клиентов или вовсе остаться за бортом. Ниже представлена схема, отражающая основные тренды, их взаимосвязь и те изменения в модели управления цепями поставок, которые возникают в результате их влияния (точки на пересечении осей).

Все эти вызовы выводят актуальность эффективного управления цепями поставок на первый план. Какие тренды заметны на современном этапе бизнеса, какие сценарии возможны и как все это скажется на цепях поставок? Попробуем проанализировать ключевые тренды в экономической среде и в бизнесе:

Изменения в использовании ресурсов

По версии исследования ООН, к 2050 году население мира увеличится почти на 30%, а к 2100 – практически на 50% по сравнению с текущей ситуацией. Добавляет беспокойства глобальное потепление (к 2100 году примерно на 1,5 градуса по Цельсию) и повышение уровня моря (примерно на метр), что всколыхнет процессы миграции. Нагрузка на ресурсы (пресная вода, почва, энергетические ресурсы) возрастет в разы, что не может не повлиять на экономическую и экологическую ситуацию в мире.

В ответ на это все популярнее становятся инициативы за рубежом, связанные с устойчивым развитием бизнеса. Напомним, что концепция устойчивого развития подразумевает такую организацию экономической деятельности, которая бы не несла вреда экологической или социальной среде. Что касается управления цепями поставок, то растет внимание к выбросам углекислых газов, соблюдение этических стандартов и даже исключение недобросовестных в плане экологии контрагентов из цепочки поставок. В медиа все больше говорят о том, что цель бизнеса уходит от максимизации прибыли к концепции социальной ответственности. В Гонконге правительство внедряет субсидии владельцам автомобилей и судов за использование экологически чистого топлива в рамках политики по улучшению качества воздуха, что положительно сказывается на имидже страны в целом. Однако часто это остается не более, чем маркетинговым ходом или даже подталкивает к нарушению закона, как это было в случае автомобильного концерна Volkswageln, называемом Дизельгейт. Дело о занижении количества вредных газов во время тестов дизельных автомобилей этого бренда с помощью специального программного обеспечения приобрело масштабы международного скандала, который закончился для компании многомиллионным штрафом и необходимостью отзыва продукции. Для РФ беспокойство об экологии при управлении цепями поставок пока что вовсе не актуально.

Изменение глобальной экономики и географического распределения финансов

Заметно снижение платежеспособного спроса, как   и цен на сырьевые товары. Это делает приоритетной диверсификацию экономики для зависящих от энергоносителей стран. К тому же, изменяются условия и размеры оплаты труда в Китае и Индии, обостряется ценовая конкуренция, и перед компаниями все чаще встает вопрос о месте размещения производственных мощностей. Необходимость выбора стратегии локализации или глобализации, процесс ре-шоринга (возврат выведенных за рубеж производств) говорит о том, что в будущем возможно изменение конфигурации цепей поставок. Предпосылки к этому также – концепция Нового шелкового пути и развитие Ормузского пролива.

По мнению консультантов FNC, в дальнейшем возможна локализация в цепях поставок, а именно – распределение взаимодействий по локальным зонам (возникновение ресурсных или продуктовых специализаций по регионам, в рамках которых будут формироваться материальные и информационные потоки). Остается под вопросом, насколько будет оправдано существование границ между регионами в дальнейшем, будут ли расширены зоны свободной торговли и таможенные союзы, либо введены другие формы взаимодействия для создания более выгодных условий сотрудничества в изменчивой экономике.

С точки зрения развития бизнеса в РФ, есть перспективы локализации производственных мощностей и строительство логистических хабов, например, перемещения базовых заготовок при строительстве в труднодоступную зону или использование 3D-печати отдельных элементов в близи мест производства или распределения.

Увеличение числа звеньев в цепях поставок и фокусирование на ключевых функциях бизнеса

Известно, что аутсорсинг помогает снизить эксплуатационные и операционные затраты компаний за счет исключения не ключевых функций, а также – в случае стартапов – сократить время выхода на рынок. Так до 50% функций бизнеса может быть передано на аутсорсинг, включая бухгалтерию, юридический отдел, логистику и так далее. Компании уделяют больше внимания планированию, разработке и продвижению новых продуктов, а также клиентскому сервису – то есть, тем функциям, блестящая организация которых может стать конкурентным преимуществом. Так на рынке появляется все больше специализированных компаний, предлагающих свои услуги в сфере управления персоналом, аудита, юридической поддержки, перевозок.

В итоге возникает сложная система взаимодействий между контрагентами, и одновременно с этим – большие потоки информации, с которыми необходимо работать быстро и эффективно. В каждой компании существуют собственные информационные системы и системы учета, бизнес-процессы различаются, поэтому возникает необходимость во взаимной интеграции функций и информационных систем, а также автоматизации процессов для упрощения взаимодействия. Чем слаженнее будет совместная деятельность компаний и прозрачнее процессы в цепи поставок, тем меньше проблем будет возникать на всех уровнях принятия решений.

Информация о движении материальных потоков и наличии активов у каждого звена цепи поставок помогает преодолеть такие вызовы, как возникновение дефицита на полке или накопление запасов (как последствие так называемого «эффекта хлыста»). Прозрачность в цепи поставок, которая достигается за счет логистической интеграции в текущий IT ландшафт и внедрения IT-систем (TMS, WMS, ERP, CRM и др.) , способствует повышению гибкости цепи поставок и скорости реакции на изменяющиеся потребности клиентов. Чтобы данные инвентаризации, заказа и доставки / отслеживания могли автоматически использоваться по мере обработки заказов, системы должны иметь возможность обмениваться информацией, обрабатывать полученные данные и обеспечивать видимость движения потоков в режиме реального времени.

Главным препятствием во внедрении систем автоматизации в компании являются различие в организационной культуре и процессах, а также ПО, которое компания использует. Так компании по производству специализированного ПО предлагают консалтинговые услуги по внедрению и сопровождению своих продуктов, например, по автоматизации складского комплекса. И, хотя плата за консалтинговые услуги или индивидуально разработанные решения часто в несколько раз превышает стоимость базового продукта, такое обслуживание обеспечивает необходимую гибкость программной инфраструктуры и оправдывает затраты минимизацией ошибок взаимодействия информационных систем.

Иногда наблюдается и обратная тенденция – к превращению функций, переданных на аутсорсинг, в прерогативу компании в целях создания дополнительных конкурентных преимуществ. И в этом случае компаниям следует обратить внимание на интегрированное планирование, чтобы избежать межфункциональных конфликтов и балансировать различные показатели функционирования цепей поставок.

Стремление автоматизировать процессы

Новые IT-разработки порождают увеличение информационных потоков и, следовательно, требования к скорости обработки информации. Для управления большими массивами информации требуется сквозная видимость, совместная работа над процессами исполнения, автоматизация передачи данных в режиме реального времени между различными компаниями и интеграция между несколькими системами. Это сближение процессов и систем будет опираться на новые цифровые технологии. Здесь можно упомянуть такие технологии, как омни-канальная торговля, хранение данных, RFID и другие цифровые технологии, обеспечивающие прозрачность и прослеживаемость в цепи поставки и применяемые с целью автоматизации процессов в дальнейшем. Усложнение деятельности компаний в каждом секторе и динамичность изменений влияют на потребности бизнеса. Компании все больше заинтересованы в комплексных решениях, опирающиеся на «большие данные», обеспечение прозрачности и слаженного взаимодействия всех функций бизнеса.

Так современность можно смело назвать «эпохой диджитализации», которая строится на «трех китах» - гибкости, прозрачности, автоматизированной деятельности. Тренд – исключить человеческий фактор из операций как можно больше – наталкивается на вечную дилемму – «скорость против удорожания». Часто внедрение технологий имеет долгий срок окупаемости, не оправдывает себя, к тому же, требует определенных навыков работы от персонала и технического обслуживания. Однако такие «проекты мечты» уже известны, например, «завод, где нет людей» от компании Газпромнефть. Остается вопрос: как обеспечить бесперебойность и правильность алгоритмов на таком «заводе-роботе»?  

Инновационные розничные технологии

Инновации все больше встречаются в магазинах, сейчас как реклама (магазин без продавцов от Amazon, интерактивные витрины, стиральные машины, сами заказывающие порошок). Технологии дополненной реальности, Интернет-вещей – все это вертится у нас на языке. На складах уже активно применяют технологию pick-by-voice, которая заключается в использовании голосового управления в мобильном терминале сбора данных с помощью специальной программы (что напоминает общение по рации). Внедрение этой системы освобождает руки персонала, уменьшает ошибки и исключает необходимость долгого обучения персонала. Внедрение таких «гаджетов», как pick-by-light и умных датчиков света все активнее используются компаниями, помогают сокращать затраты на хранение и минимизировать ошибки до рекордных показателей. Достаточно известны роботизированные и автоматизированные разработки (например, робот-платформа грузоподъемностью до 1,5 тонны и стоимостью около 17 500 $) для склада и производства, но пока что их стоимость высока для широкого внедрения.

Повышение взяскательности потребителей, готовых платить за качество

По статистике, около 70% потребителей готовы заплатить больше за услугу при повышении уровня сервиса. Ожидания клиентов растут вместе с развитием сферы IT и коммуникаций: доставка из Интернет-магазина на следующий день уже не кажется чрезмерным требованием, и компаниям приходится подстраиваться, не повышая при этом цену на услуги. Так компаниям приходится инвестировать в технологии, повышать гибкость и адаптивность цепей поставок, а также предоставлять первоклассные условия доставки, сокращая при этом собственные затраты. С этой тенденцией связан и увеличение числа конфигураций цепей поставок: компании-лидеры стремятся сегментировать клиентов и разрабатывать различные модели цепей поставок для каждого из сегментов. Компании-лидеры внедряют концепцию Demand Driven Supply Chain (цепь поставок, ориентированная на спрос), работают с большим числом конфигураций, разрабатывая индивидуальные решения под потребности группы клиентов.

Управление цепями поставок как конкурентное преимущество

Этот тренд служит обобщением всему вышеперечисленному. Внимание к концепции УЦП в компании – это ключ к созданию беспрецедентного опыта работы с клиентами, что создает имидж компании и помогает поддерживать лояльность клиентов. Изменения в цепи поставок направлены на улучшение взаимодействия с клиентами и основаны опыте, что создает конкурентное преимущество компании. Повышение уровня логистического сервиса (например, расширение вариантов доставки, скорость обработки заказа, минимизация ошибок) привлекает клиентов и побуждает их совершать повторные заказы. При этом конкуренты, не способные предложить схожий уровень обслуживания, будут занимать более слабые позиции.

В связи с рядом факторов, рассмотренных выше, использование аналитики в управлении цепями поставок становится трендом. Обоснованное принятие решений, обеспечение релевантности и актуальности данных о функционировании цепей поставок (объем продаж, объем запасов, степень удовлетворенности спроса) – все это становится реальным если обеспечить трансформацию организационной структуры операций в ориентированную на спрос конфигурацию и правильно подобрать IT решения для ее поддержки и мониторинга.

Итак, изменения в бизнес-среде усложняют требования к управлению цепями поставок. Вполне ожидаемо, что в ближайшем будущем цепи поставок будут следовать следующим трендам (таблица приведена ниже):

Разумеется, никакое поступательное движение не может не встретить препятствий на своем пути. Это может быть и неточность данных или отсутствие координации между различными отделами (своевременного обновления), сложности в обеспечении стабильности процессов на этапе внедрения технологий. Вопрос о выборе планки для стандартизации операций – средний или нижний уровень – также актуален. Нехватка квалифицированных кадров, конкурентоспособных в современных условиях, также заставляет задуматься.

Внедрение концепции УЦП означает улучшение показателей оборачиваемости запасов и качества логистического сервиса, за чем следует увеличение показателей чистой прибыли и выход на новый уровень понимания клиента. Прозрачность цепей поставок, автоматизация, а также использование передовых технологий играют на эффективность и положительно влияют на бизнес-процессы компании. Таким образом, вложения в управление цепями поставок – это не просто дань тенденциям бизнес-среды, а реальный инструмент улучшения показателей деятельности компании и укрепления рыночных позиций.

arrow_upward